Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса

Консультации для родителей

Дата: 18 ноября 2014 в 20:52, Обновлено 6 ноября 2018 в 20:05
  Рекомендации родителям по оказанию  помощи при выполнении
домашних заданий с детьми:
1. Не превращайте выполнение ребёнком домашних заданий в орудие пыток.
2. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
3. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
4. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
5. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашнее задание, чем сделаете его вы.
6. Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать.
7. Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.
8. Консультируйтесь с учителями - предметниками, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения при подготовке домашних заданий.
Леворукий ребенок в праворуком мире
     До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности.
     Основной вопрос, на который пытаются ответить современные психологи, невропатологи, педиатры звучит так: нужно ли и можно ли переучивать леворукого ребенка и заставлять его писать правой рукой? На сегодняшний день существует уже немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей, чьи родители не смогли помочь им отстоять свое право на леворукость.
    Главным препятствием на пути к спокойному принятию педагогами и родителями леворукости малыша является высокий количественный перевес окружающих людей в пользу правшей: родители из самых лучших побуждений стремятся подготовить своего "необычного" ребенка к жизни в праворуком мире.
     Знания о том, что каждая половина мозга управляет противоположной половиной тела, восходят еще к началу нашей эры. Из этого следует, что количество левшей и правшей во все времена и у всех народов должно было быть примерно одинаковым. Одним из косвенных свидетельств этому является фольклор разных народов.
     Интересно, что у тех народов, в религиозном символизме которых правое и левое находятся в гармоничном единстве противоположных начал, нет четкого противопоставления леворуких и праворуких людей. Правда, китайцы, наделяя левую руку высоким достоинством, не любят, чтобы дети ели ею. В Японии, при необходимости выбирать, предпочтение отдается левому.
      Западная культура отводит правому большую символическую роль, чем левому. Английское слово sinister (дурной, зловещий, несчастный) совпадает с латинским словом, обозначающим левую руку и несчастье. В христианской символической системе значительное предпочтение отдается правой руке.
     С естественнонаучной точки зрения, эволюционный прогресс осуществляется за счет выделения левого (речевого, аналитического) полушария и правой руки как ведущей. Правое ("немое") полушарие, в связи с этим, играет подчиненную роль.
     Исходя из вышесказанного, и верующий христианин, и ученый-эволюционист, в качестве предпочтительной выберут правую руку. Следовательно, нужно искать не причину леворукости, а объяснения того, почему большинство людей в западном мире - праворукие. Как бы то ни было, леворукому ребенку надо в этом мире жить, учиться и дружить.
     Известно, что у 95% правшей центры речи располагаются в левом полушарии. Что же касается левшей, то в левом полушарии речевые центры располагаются у 70% леворуких детей, в правом - у 15%, в обоих - у оставшихся 15%. О чем говорят эти цифры?
     Левши, которые в детстве спокойно переучились на правую руку, скорее всего, относятся к тем 70%, у которых речевые центры располагаются в левом полушарии. Видимо, этим и объясняется феномен правши, который не знает, что от рождения он - левша, но с возрастом чувствует "зов левой руки".
     Последствия насильственного переучивания на правую руку тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в правом полушарии, могут быть самыми плачевными и для психики, и для интеллектуального развития ребенка.
     Активное переучивание тех 15% левшей, у которых речевые центры располагаются в обоих полушариях, скорее всего, приведет к серьезным сбоям в формировании познавательных способностей, связанных с функциональной специализацией правого и левого полушарий мозга. Ответственность за выполнение зрительно-пространственных функций у левшей так же, как и у правшей, несет правое полушарие мозга, а соответствующие задания лучше выполняются левой рукой. Переучивание леворукого ребенка часто сказывается не только на речевых, но и на зрительно-пространственных способностях, так как угнетаются функции правого полушария мозга. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения, ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности.
     Необходимо также отметить, что отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, так как леворукого ребенка в школе учат так же, как и праворукого, не опираясь на специальные методики обучения для левшей.
     Особые трудности у леворуких детей вызывает обучение письму. Основная трудность, характерная для леворуких детей при обучении письму, связана с тем, что русское письмо основано на звуко-буквенном анализе, тогда как большинство левшей более склонно к формированию целостных образов слов и с трудом проводят послоговой и побуквенный анализ слова.
Как же помочь леворукому ребенку овладеть такой сложной наукой, как побуквенное, слева направо, письмо? Прежде всего не стоит требовать от ребенка, пишущего левой рукой, безотрывного письма. Кроме того, ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое. Тетрадь или лист бумаги нужно повернуть так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
     Зеркальное письмо, часто встречающееся и у праворуких, и у непереученных леворуких детей, обычно исчезает к 8-10 годам, когда окончательно формируются стабильные связи между полушариями. До этого возраста одним из факторов, провоцирующих зеркальное письмо, является неустойчивое доминирование одного из полушарий, и попытки правого полушария взять контроль над пишущей рукой. Однако, если леворукого ребенка насильно переучивали, то процесс отзеркаливания букв при письме, а также зеркальное рисование может продолжаться дольше, так как "новая ведущая", но более слабая, рука начинает отзеркаливать движения руки, от природы более сильной. Причем, зеркально написанный текст без особого труда читается ребенком. Многие переученные левши на всю жизнь сохраняют способность писать зеркальные тексты.
     Однако с какими бы трудностями не столкнулся леворукий малыш и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, а также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чье мнение ему дорого.
     Дорогие мамы и папы! Эта статья - очень неполная попытка осветить проблемы леворуких детей, главная ее цель - привлечь внимание родителей, педагогов к особенностям детей, чьи необычные, с праворукой точки зрения, способности все еще ждут своего раскрытия, а не активного подавления. Как часто мамы и папы расстраиваются, что их малыш не такой, как все, и не задумываются, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир.
Материал подготовила учитель-дефектолог Вежновец О. Ю.

ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА

Игры на кухне

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребёнком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.

►Не выбрасывайте скорлупу варёных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребёнок легко мог бы брать пальчиками. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

►Увлекательными могут быть игры с солёным тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (её можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла- всё смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!

►Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер… Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.

►Аппликации из пуха хорошо передают изображения снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная, наждачная бумага.

►Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребёнку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

►Предложите ребёнку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч]- чашки, чайник, а затем со звуком [Л] - ложки, вилки, салатник.

Буквы из всего

Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.

Дома:

 пусть ребёнок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счётных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из-под «киндер-сюрпризов», горошин, пуговиц.

Во дворе:

 -рисуйте буквы палочкой на песке или на снегу

 -придумайте вместе с ребёнком загадки про буквы (маленькая, кругленькая, любит «охать»), пусть малыш рисует отгадки на песке;

 -выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев

В лесу:

 -ищите «буквы» среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка- это Л, а если её вот так соединить получится О;

 -узнавайте «буквы» в ягодах и грибах («Подосиновик похож на Т, а эта черника на О).

Наверняка, у каждого из вас есть свои «семейные игры», в которые вы играете с детьми дома, на отдыхе, по дороге в детский сад. Поделитесь ими с нами и друг с другом.

«Разные возможности – равные дети»

Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития

Пожалуйста, помните, что:

"Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.

Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.

Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!

"Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!

У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые  ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:

Преодолевайте страх и отчаяние

Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!

Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.

Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.

Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.

Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.

Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.

Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.

Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями,  но  не давайте им себя захлестнуть.

Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите  возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального  других  членов семьи.

Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости  (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников).  Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.

Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя.  А дети пропадают совсем. К сожалению есть масса примеров. И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку.Не забывайте, что это  ваш  ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.

Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.

Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.

ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ - 

С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ. ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!

ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ , А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!

Материал подготовила учитель-дефектолог  Вавилова О. П.

Рекомендации учителя-дефектолога

Каждая мама хочет, чтобы ее сын или дочь развивались не хуже других детей, а желательно – лучше. Советов опытных педагогов, статей в газетах и журналах на тему развития и воспитания ребенка сегодня достаточно. Но вот где взять время на ежедневные занятия с малышом?  Масса домашних дел, без которых не обойтись хозяйке: приготовление обедов и ужинов, походы по магазинам за продуктами, уборка, стирка и прочее могут стать одновременно временем общения с ребенком. Выполнять работу вместе интереснее и полезнее. И занятие, совмещенное с трудом по хозяйству, малыш воспринимает не как скучный урок, а как забавную игру. Например: Готовим вместе с мамой «Борщ с секретом».

1.    Учим новые слова. Выкладывая из пакета овощи, попросите ребенка называть их. Если малыш испытывает затруднения, мама произносит название, а ребенок повторяет. Важно пояснять, в чем различие и сходство между похожими овощами или фруктами, принесенными из магазина. Обратите внимание сына или дочери на цвет, форму и величину, попросите внимательно рассмотреть, понюхать и потрогать новый овощ или фрукт. Предложите малышу самостоятельно выбрать овощи, необходимые для приготовления борща, продумать и назвать последующие действия (помыть, почистить, порезать и т. д.), достать нужные предметы (кастрюлю, солонку, разделочную доску и т. д.).Таким образом, в процессе приготовления борща ребенок закрепляет названия посуды, овощей, фруктов, бытовой техники и узнает новые слова-действия (варить, жарить, тушить, тереть, чистить и т. д.) и слова-признаки (оранжевый, фиолетовый, гладкий, шершавый, жесткий, овальный, продолговатый и т. д.).Предложите ребенку самостоятельно придумать «новые» слова, соединяя два слова в одно: кислый и сладкий – кисло-сладкий, желтый и зеленый – желто-зеленый, сок выжимает – соковыжималка, кофе варит – кофеварка и т.д.

2.    Развиваем память, внимание и мышление. Попросите ребенка вспомнить все, что вы приобрели в магазине, затем назвать только то, что пригодилось для борща и в каком порядке овощи закладывались в кастрюлю. Какие действия выполняла мама, а какие малыш; что делали сначала, а что потом. Попросите сына или дочь вспомнить другие, известные названия овощей и фруктов, их цвет и форму. Устройте небольшое соревнование, называя по очереди прилагательные: « Морковь, какая?» - вкусная, сочная, полезная и т.д. Вспомните названия блюд, для приготовления которых необходима морковь, капуста, лук и т.д. Вспомните (разучите) стихотворение или песенку, в которых встречаются названия овощей(фруктов).Попросите малыша сравнить два овоща, назвать сходства и различия. Поиграйте в игру «Четвертый лишний»: мама называет три овоща и один фрукт (можно три фрукта и один овощ), просит ребенка сказать, что лишнее и объяснить почему. Например: помидор, яблоко, капуста, перец; лимон, апельсин, лук, груша.

3.    Учимся строить простые и сложные предложения. В процессе приготовления борща просите ребенка рассказывать о том, что он делает, что делает мама (« Я мою морковку, а мама чистит лук»). Спрашивайте, где находится необходимый предмет, где он был раньше, следите за тем, чтобы малыш отвечал предложением, а не отдельными словами(«Что лежит на столе?». «На столе лежат лук и морковь». «Откуда ты достал лук?». «Я достал лук из холодильника»). Обращайте внимание на правильное употребление предлогов (овощи лежали в пакете; овощи достали из пакета, овощи положили на стол и т. д.).

4.    Учим детей составлять рассказ, опираясь на проделанные действия. Попросите малыша подробно рассказать о проделанной работе папе, бабушке, сестре или брату.

5.    Закрепляем звуки. Попросите ребенка вспомнить только те овощи(фрукты, посуду), в названии которых встречается например звук «Р»: морковь, картофель, помидор и т.д. Мама называет овощи и фрукты, а ребенок – первые звуки в этих словах: морковь – «м», помидор – «п», картофель – «к» и т.д.

6.    Развиваем руки. Позволяйте ребенку в процессе приготовления борща выполнять несложные действия с безопасными предметами, при этом тренируя ловкость пальцев рук: мыть овощи и фрукты, вытирать ложки и миски, перекладывать овощи и кусочки овощей.

7.    Готовимся к школе. На овощах и фруктах можно легко закреплять количественный счет, понятия дальше – ближе, больше - меньше, справа - слева, тяжелее – легче; сравнивать группы предметов; придумывать и решать задачки.

8.    Повышаем самооценку. Хвалите своего малыша за каждый правильный ответ и интересную версию (пусть не совсем верную), не скупитесь на добрые и ласковые слова, расскажите всем родственникам о его достижениях, поощряйте подробные отчеты сына или дочери о новых открытиях перед другими членами семьи. В затруднительных ситуациях незаметно помогите ребенку найти правильный ответ. Помните, что для малыша это только игра. Главное, чтобы ребенок понял, что он значим для мамы и общаться с взрослым интереснее, чем одному катать машины в своей комнате. Детям зачастую трудно освоить новый вид деятельности, поэтому подбирайте задания, с которыми они справятся самостоятельно или с небольшой подсказкой. Похвала мамы поможет закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу в вашем доме и сделают взаимодействие с ребенком более эффективным, желанным и радостным. Чтобы повысить мотивацию малыша к общению с взрослым, можно на время поменяться с ним ролями. Пусть ребенок объясняет маме, что и как нужно выполнять, ощущая свою значимость и осознавая, что только посредством речи можно наладить контакт с окружающими людьми.

     Общайтесь и играйте с ребенком всегда и везде, делитесь своим опытом и эмоциями, не откладывайте на завтра то, чему можно научить сегодня. Помните о том, основы межличностного общения дети познают дома, наблюдая за действиями родителей и участвуя в повседневных семейных делах.

Материал подготовила учитель-дефектолог  Вавилова О. П.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.